ОБРАЗОВАНИЕ

дош образованиеУровень образования: Дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию)  

Форма образования: очная.

Наименование муниципальной услуги – реализация основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) дошкольного образования.

Срок обучения: от 1 до 4 лет (в зависимости от даты зачисления обучающегося в состав воспитанников МБДОУ)

Численность обучающихся по реализуемой образовательной программе за счет бюджетных ассигнований — 120 человек.

В МБДОУ образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации —  на русском языке.

Обучение всех воспитанников по реализуемой учреждением образовательной программе дошкольного образования осуществляется за счёт бюджетных ассигнований местного бюджета.

Стоимость обучения — вся образовательная деятельность осуществляется на бесплатной основе.

       Педагогический коллектив детского сада реализует основную образовательную программу дошкольного образования МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 44»

Учебный план составлен в соответствии с:

— Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.12г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
—  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.13г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
—  Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.13г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
—  Инструктивно-методическим письмом «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на  детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» Министерства образования РФ от 14 марта 2000 г. № 65/23-16.

 — Уставом МБДОУ
Учебный план МБДОУ является нормативным актом, устанавливающих перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение образовательной деятельности.
 Учебный план на 17-18 учебный год

Годовой календарный учебный график является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса в учебном году в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №44».

Годовой календарный учебный график разработан в соответствии с:

  • Федеральным Законом « Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 года № 273 — ФЗ;
  • СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
  • «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013 г.
  • Лицензией на право ведения образовательной деятельности,  регистрационный № И-3816 от 28.05.2012г.

       Годовой календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные психофизические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.
     Содержание годового календарного учебного графика включает в себя следующее:
— режим работы ДОО;
— продолжительность учебного года;
— количество недель в учебном году;
— сроки проведения каникул, их начало и окончание;
— сроки проведения педагогической  диагностики;
— праздничные дни.
      Годовой календарный учебный график обсуждается и принимается педагогическим советом и утверждается приказом заведующей до начала учебного года. Все изменения, вносимые в годовой календарный учебный график, утверждаются приказом заведующей и доводится до всех участников образовательного процесса.
Календарный учебный график  на 17-18 учебный год

Эти файлы Вы можете скачать и открыть на своем компьютере:
Основная образовательная-программа
Краткое описание программы
О
бзор реализуемых парциальных программ
Анализ работы за 2016-2017 учебный год
Анализ анкетирования родителей  май 2017г.
ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ на 17-18 учебный год
Календарно-тематическое планирование 2017-2018 учебный год
Рабочая программа младшей группы
Рабочая программа средней группы
Рабочая программа подготовительной группы №1
Рабочая программа подготовительной группы №2

Воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов на обучении в МБДОУ нет.

Паспорт доступности ОСИ

Инклюзия как реализация права детей с ОВЗ на образование.

      На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в условиях дошкольного учреждения.

     Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ОВЗ имеют разные нарушения развития: нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

       По различным причинам такие дети зачастую ограничены в общении со сверстниками, что лишает их приобретению социальных навыков. Выходят в мир совершенно неподготовленными, с большим трудом приспосабливаются к изменившейся обстановке, остро чувствуют недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагируют. Дети  абсолютно несоциализированны,  поэтому возникла необходимость инклюзии таких детей в массовые образовательные учреждения.

Право ребенка с ОВЗ на образование гарантируется:
—  Конституцией РФ.
— Конвенцией о правах ребенка.
 — Законом Российской Федерации от 24.11.1995  № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
—  Законом Российской Федерации от 24 июля 1998 № 124 -ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
 — Письмом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
— «О психолого — педагогической и социальной реабилитации лиц  в    системе образования. Концепция  реформирования системы специального  образования», принятого решением Коллегии Министерства общего и проф. образования РФ от 09.02.1999.
—  ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», утвержденный 29.12.2012
— Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденный  приказом №1155 от 17.10.2013г.
— ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»,  утвержденного в 1998г. (с изм. 21.12.2004г)
— Семейным кодексом  РФ, утвержденным в 1995г. (с изм. 28.12.2004г).
— СанПиН 2.4.1.3049-13.

     Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.

     Психолого-медико-педагогическая комиссия работает в двух направлениях: обследует детей, даёт рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и созданию для них условий в образовательных организациях.

     Сотрудники ПМПК в рекомендациях  отражают те условия, которые необходимо организовать для обучения ребёнка с ОВЗ в ДОУ по ФГОС с использованием адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ – либо основной, либо индивидуальной. Довольно часто ПМПК рекомендует родителям определить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в группу компенсирующей направленности или группу комбинированной направленности, где осуществляется инклюзивное образование. Такой подход позволяет активнее включать детей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь социума и прививать им навыки общения.

       Инклюзия – это возможность для всех учащихся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.     

Принципы инклюзивного образования:
— Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
— Каждый человек способен чувствовать и думать;
— Каждый человек имеет право на общение и возможность быть услышанным;
— Подлинное образование и воспитание может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
— Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
— Для всех обучающихся достижение прогресса в том, что они могут делать, а не в том, что не могут;
— Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Принципы организации инклюзивной практики в ДОУ:
— Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

— Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.
       Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.

— Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.                                    

  —  Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

— Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

— Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

 — Принцип динамического развития образовательной модели ДОУ.
Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

Для инклюзивного образования существуют следующие стартовые условия:  Детские сады компенсирующего вида – дети одной категории, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.
Детские сады комбинированного вида – дети разных категорий и дети возрастной нормы, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.
Детские сады, в которых созданы службы: Лекотека, Службы ранней помощи, Консультативный пункт – дети разных категорий, специалисты, предметно-развивающая среда.
Массовые детские сады с группами кратковременного пребывания: «Особый ребенок», – дети разных категорий и специалисты.
Структурные подразделения инклюзивного ДОУ:
Консультативный пункт организуется в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования. Консультативный пункт создается для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих образовательные учреждения. Цель его создания  – обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.

Содержание работы Консультативного пункта:
– оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) и детям 5–6 лет, не посещающим образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
– оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;
– оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;
– проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;
– обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных
представителей).

Служба ранней помощи – является структурным подразделением государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, детского сада компенсирующего (комбинированного) вида, начальной школы-детского сада компенсирующего вида, специальной (коррекционной) начальной школы-детского сада или иного образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия для ее деятельности.
Служба ранней помощи реализует программу обучения и воспитания детей от 2 месяцев до 4 лет, составленную на основе рекомендаций по обучению ребенка раннего возраста. В условиях специально организованной развивающей среды специалистами (дефектолог, педагог-психолог, логопед) проводятся индивидуальные и групповые занятия при участии родителей, консультации с родителями о направлениях работы, новых достижениях ребенка, играх и упражнениях для занятий дома. Целью деятельности Службы является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

Лекотека — организуются для детей, которые не могут посещать государственные образовательные учреждения по состоянию здоровья или развития и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
   Деятельность Лекотеки основана на гуманистическом подходе с использованием игровых методов, арт-терапевтических техник для проведения психопрофилактики, психокоррекции, осуществления психологической поддержки развития личности детей.   

        Целью создания лекотек является обеспечение психолого- педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).
        В лекотеке проводятся индивидуальные и групповые занятия, направленные на развитие первичных социальных навыков, развитие моторной, эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер.  Лекотека является одной из первых ступеней социализации ребенка. В последствие ребенок может быть переведен в инклюзивную группу или класс.

Группа развития «Особый ребенок» создается для детей-инвалидов в возрасте от 3 месяцев до 7 лет. Группа создается с целью оказания систематической психолого-медико-педагогической помощи детям — инвалидам, формирования у них предпосылок учебной деятельности, социальной адаптации, содействия родителям в организации воспитания и обучения детей. Группа создана для проведения коррекционно — развивающей работы специалистов различного профиля с детьми с ОВЗ, обеспечения первичной адаптации в группе сверстников без индивидуального сопровождения взрослого, подготовки ребенка с ОВЗ к посещению инклюзивной группы. С этой целью проводятся индивидуальные и групповые занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога.
На групповых занятиях вводятся музыкально-ритмические виды деятельности, фольклорные народные игры. В индивидуальной работе специалисты помимо основных методов работы используют приемы телесно-ориентированной терапии, нестандартные методы изобразительной и игровой деятельности.

Инклюзивные группы детского сада
          Деятельность инклюзивной группы направлена на предоставление образовательных услуг для детей с различными стартовыми возможностями. Комплектование инклюзивной группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссий. При этом общая наполняемость группы сокращается; две трети состава группы составляют воспитанники с уровнем психофизического развития в соответствии с возрастной нормой, а треть воспитанников – дети с тем или иным отклонением (например, с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта – умственной отсталостью в степени дебильности) либо дети раннего возраста, не имеющие выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в том числе дети с нарушениями эмоционально — волевой сферы).
          Контингент детей с ОВЗ может варьироваться, однако главным условием включения в группу является готовность к посещению в режиме 12-часового пребывания. При наличии трудностей в самообслуживании, самостоятельном передвижении, адаптации в детском коллективе ребенку предоставляется «тьютор», который реализует сопровождение не только в режимных моментах, но и на занятиях.

        Основная цель образовательного учреждения при разворачивании инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития.
                                 Задачи инклюзивного сада:
– создание уютного, комфортного пространства для всех
– создание среды, способствующей гармоничному развитию личности
– формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения
– создание в ДОУ педагогической системы, центрированной на потребностях ребёнка и его семьи. Не ребёнок «вписывается» в существующую систему образования, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество
– формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс.

      Для успеха инклюзивного образования необходимо создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда и др.).

     Принципы организации предметно-развивающей среды:
— Среда должна быть безопасной.
— Среда должна быть комфортной и уютной.
— Среда организуется в каждой группе на основе представлений о возрастных закономерностях развития детей в соответствии с их интересами таким образом, чтобы у детей были оптимальные возможности проявлять активность, работать как в сотрудничестве со взрослым, с другими детьми, так и самостоятельно.
— Развивающая среда группы должна быть вариативной, чтобы у каждого ребенка в соответствии с его интересами и возможностями был выбор и возможность реализовать свою инициативу (выбор игрушек, материалов, видов деятельности).
— Среда должна быть информативной.
— Среда должна постоянно обновляться, быть изменчивой вслед за изменением интересов и образовательных потребностей детей.

        При организации предметно-развивающей среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и творческая деятельность всех педагогов ДОУ. Основная задача организации предметно-развивающей среды – создание условий для проявления ребенком самостоятельности и активности, поэтому роль педагога состоит в том, чтобы стимулировать эту активность, но не брать на себя ведущую роль.
       Другая задача состоит в том, чтобы у детей была возможность сорганизовывать свои интересы в совместной деятельности и игре, создавая тем самым предпосылки развития социальных способностей – умения договариваться, находить компромисс, распределять активность, выполнять разные социальные роли, оказывать взаимопомощь и поддержку, брать на себя ответственность и лидерскую роль, уметь исполнять поручения.

        Построение инклюзивного процесса в группе детского сада выполняется следующим образом:
1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы.
2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление Индивидуального образовательного маршрута и Индивидуального образовательного плана.
3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.
4. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.
5. Оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно сохранить в семье и детском саду единство и согласованность всех требований к ребенку. Задача специалистов — помочь родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений. Непрерывную связь с родителями необходимо осуществлять через консультации, практикумы, родительские собрания, индивидуальные тетради для рекомендаций и другие формы работы. Родители должны получать информацию о том, какие знания, умения и навыки необходимо закреплять у ребенка, познакомиться с различными игровыми приемами, которые направлены на его всестороннее развитие.

       Таким образом, при четко продуманном содержании организации работы детского сада  дети с ограниченными возможностями здоровья  могут реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.